desyateryk (d_desyateryk) wrote in kira_muratova,
desyateryk
d_desyateryk
kira_muratova

Рецензия на книгу Зары Абдуллаевой «Кира Муратова: искусство кино»

МУРАТОВА: КАМЕРА — МОТОР — КНИГА

19.02 КБ

В авторитетнейшем издательстве «Новое литературное обозрение», в серии «Кинотексты» вышла книга Зары Абдуллаевой «Кира Муратова: искусство кино».
Абдуллаева — ведущий российский кинокритик. Ее стиль определяют глубина и проницательность анализа и в то же время изысканность письма; подчеркнуто литературный язык ее текстов — это отдельное удовольствие для любого внимательного читателя. Все это есть в новой книге.
В целом Абдуллаева исследует творчество Муратовой внимательно и всесторонне. Раздел «Лейтмотивы» включает в себя такие темы, как «Люди и положения», «Любовь», «Смерть», «Дети», «Животные». В разделе «Расчет и свобода» — главы «Люди и актеры», «Монолог», «Среда», «Рефрены», «Композиции». Разделы «Мистерия-буфф», «Общество зрелищ» и «№18» посвящены отдельным фильмам, соответственно — «Астеническому синдрому», «Чеховским мотивам» и «Двум в одном». Подробно проанализированы все работы Муратовой, в том числе малоизвестные: еще советского периода «Наш честный хлеб», «У крутого яра», «Познавая белый свет» и короткометражки «Справка», «Кукла», «Письмо в Америку». Главы чередуются с чрезвычайно интересными комментариями третьих лиц — среди них люди, в разные годы сотрудничавшие с Кирой Георгиевной, а также великий театральный режиссер Анатолий Васильев: очень часто это весьма неожиданный, парадоксальный взгляд или неизвестные ранее моменты создания того или иного фильма. Опубликованы также раритетные тексты самой Муратовой: рассказ «И птичку жалко, и кошку жалко», сценарии «Княжна Мэри» (по произведению Михаила Лермонтова) и «Чувствительный милиционер».
«...так случилось, что кинорежиссер Муратова работает в пространстве современного искусства, что, конечно, затрудняет контакт со зрителями, навсегда полюбившими ее ранние картины. Она не снимает (впрочем, никогда не снимала) так, как «принято снимать хорошее кино» или даже «плохое», а играет на другом поле и по другим правилам».
Эти слова в главе «Общество зрелищ» кажутся ключевыми для понимания концепции автора книги. Абдуллаева рассматривает кинематограф Муратовой именно в его связи с более широким спектром визуального искусства, где привычные традиции восприятия уже не действуют. Театр и изобразительное искусство (Абдуллаева аргументировано доказывает родство муратовской поэтики с образностью художников-авангардистов ХХ века, в частности, кубистов) имеют здесь не меньшие права, нежели кино как своего рода стереотипное «зеркало жизни». Иначе говоря, «предметом ее (Муратовой. — ДД) изображения становится реальность не только эмпирическая, но и театральная, кинематографическая, живописная».
Как бы банально это ни звучало, книгу читать сложно и легко одновременно: ажурная, «филологическая» манера письма сочетается с четкостью и прозрачностью анализа и выводов. «...Искусство кино» можно рекомендовать не только поколонникам но и тем, кто еще не определился со своим отношением к творчеству режиссера: после такого проницательного анализа неясных мест в ее фильмах не остается — а интерес к ним, как ни парадоксально, возрастет.

Дмитрий Десятерик
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 4 comments