desyateryk (d_desyateryk) wrote in kira_muratova,
desyateryk
d_desyateryk
kira_muratova

«Вечное возвращение» (Кира Муратова, Украина, 2012)

название рецензии: ИГРА МУРАТОВОЙ



Об особенностях таланта Киры Муратовой можно говорить много, но первая, заметнейшая черта – творческая неистощимость. Более полувека пребывая в профессии, чреватой неминуемым художественным самоисчерпанием, Муратова не устает находить все новые формы повествования, экспериментировать с визуальным языком и убедительно ссорить кинематографическое сообщество каждый раз, когда речь заходит о ее фильмах. Вообще невероятно, что в полумертвом украинском кино до сих пор есть автор такого уровня.

Новая картина «Вечное возвращение» выстроена по принципу кинопроб - структуре, учитывая любовь Киры Георгиевны к повторам и рефренам, для нее логичной, но раньше ею не использовавшейся. Один и тот же диалог разыгрывается, с небольшими вариациями, разными парами актеров в разных декорациях. После многих лет отсутствия к героине неожиданно приезжает в гости бывший однокурсник. Как его точно зовут, героиня не помнит – то ли Юра, то ли Олег - поскольку у него есть брат-близнец, но фамилия точно Сергеев. То ли Юра, то ли Олег женат на Люсе, но полюбил другую, Людмилу (вообще-то Люся – тоже Людмила – фирменные муратовские удвоения и отражения здесь на каждом шагу). От жены уходить не хочет, и потому приехал к однокурснице, славившейся еще в студенческие годы житейской мудростью, за советом. Однокурсница не дает удовлетворительного ответа, визитер хлопает дверью, но возвращается, чтобы продолжить разговор. На стене висит картина «Привидение в кресле». В телевизоре поет Земфира и рассказывают о повесившемся в гостинице командировочном. Но это не Юра. И не Олег.

И это еще не вся история. «Вечное возвращение» заключено в обрамляющий сюжет, который дает на кинопробы взгляд извне: оказывается, мы смотрим незаконченный материал безвременно умершего режиссера, а вместе с нами смотрят некие продюсер и инвестор-сахарозаводчик (последнего играет замечательный актер муратовских эпизодов Леонид Кушнир). Кстати, довольно украинская деталь: именно на деньгах «сахарных королей» – рода Терещенко – поднималось отечественное искусство в конце ХІХ – начала ХХ века. Сахарозаводчик должен решить, давать ли деньги на завершение проекта. И тут уже своя интрига – нехитрая, но эффектно выстреливающая в финале.

Появляются почти все излюбленные исполнители Муратовой. Рената Литвинова работает в паре с Виталием Линецким, Олег Табаков – с Аллой Демидовой, Георгий Делиев, Ута Кильтер, Наталья Бузько, Юрий Невгамонный, Геннадий Скарга, Евгения Барскова, Антон Муратов, Филипп Панов тоже не забыты.

Муратова традиционно дает актерам импровизировать, раскрывать себя. В итоге в «Вечном возвращении» получается роскошное лицедейское кино, настоящий парад ярких характеров. Одна и та же ситуация каждый раз наполняется иными интонациями, жестами, и, как следствие, иными смысловыми оттенками. Иногда это выглядит трогательно, иногда – драматически, но чаще всего – смешно.

Что же Муратова делает в этом фильме? Играет: с цветным и черно-белым изображением, с жанрами, с сюжетами и с самим понятием истории, с актерами и с их даром перевоплощения, а также с собственной профессией. Вечное возращение на самом деле разомкнуто, в любом микросюжете есть свой особый выход, который отменяет кажущиеся простые объяснения – мелодораматические либо комические. В многократно повторенных, но каждый раз иначе сыгранных диалогах режиссер собирает свою версию человеческой комедии, а в финале прописывает ей горькую и смешную правду, выводящую все показанное на уровень высокой притчи.

В конечном счете, Муратова играет с нами, зрителями – с нашими ожиданиями, с нашим опытом, с нашими стереотипами, - играет элегантно, легко, умно. И именно мы оказываемся в наибольшем выигрыше.

Дмитрий Десятерик
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments